Термофлит — терморегистратор с передачей данных

Холодовая цепь

Холодовая цепь

В современных условиях глобализации цепи поставок становятся все более удлиненными: регионы производства товаров и рынки их сбыта могут быть разделены тысячами километров. Даже в пределах нашей страны, которая имеет протяженность с севера на юг более 4 000 км, а с запада на восток — почти 10 000 км, доставка товаров из одного конца России в другой может занимать не одну неделю.

Среди всех перевозимых грузов продукты питания занимают значительную долю поставок. Осуществление процесса перевозки происходит в условиях особого температурного режима. В общей классификации их называют «особорежимные грузы», но чаще всего можно встретить простой термин – «скоропортящиеся грузы». В процессе перевозки и хранения такие грузы требуют поддержания определенного температурного режима, влажности и соблюдения специфических температурных норм. Когда речь идет о логистике скоропортящихся грузов, главным понятием становится холодовая цепь.

Что представляет собой холодовая цепь?

Холодовая цепь – это комплекс логистических мер по обеспечению постоянной температуры и других параметров, необходимых для надлежащего содержания товара на всей цепи его движения — от производства до потребителя.

Сам термин «холодовая цепь» зародился в фармакологической индустрии и регулировал правила хранения фармацевтических препаратов, в основном иммунобиологических. Также регламент построения данной системы определяет правила при транспортировке вакцин в аптеки и медицинские учреждения.

В последнее время понятие «холодовая цепь» все чаще встречается в логистике скоропортящихся пищевых продуктов – мяса, молока, плодоовощных культур, рыбы, яиц и других продуктов, требующих особого температурного режима при хранении и транспортировке. В фармацевтике контроль за температурами хранения регулируется на законодательном уровне гораздо строже, так как несоответствие нормам представляет большую угрозу для здоровья и даже жизни человека.

Законодательные нормы

Логистика «температурных» грузов – это процесс, который регулируется на законодательном уровне: существуют специальные нормативы, предписывающие требования к их транспортировке и хранению. Таковы, например, Санитарно-эпидемиологические правила 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов» для фармакологических препаратов и норма СанПИНа и Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2014 года №211 (о выдаче свидетельства СПС) для продуктов питания. Также существует ряд утвержденных технических регламентов таможенного союза о безопасности пищевой продукции.

Факторы, влияющие на развитие холодовых цепей

Вследствие роста рынка замороженной и охлажденной продукции, a также увеличения «транспортного плеча» в мировой транспортной системе растет спрос на перевозки и хранение с соблюдением особого температурного режима.

Рост рынков потребления и глобализация в логистике повышают требования к используемым оборудованию и информационным технологиям. Удлиняется транспортное плечо, логистическая цепь усложняется, в ней появляется больше дополнительных звеньев – распределительные центры, кросс-док площадки. В процессе движения товара возникает потребность контроля этапов его транспортировки, где может произойти нарушение температурных режимов, которое приводит к потере качества грузов, чувствительных к изменениям температуры.

Цепи поставок – куда движется рынок?

В последнее время мы наблюдаем переход от устаревшего взгляда на цепи поставок к инновационному. Здесь подразумевается переход от локальных решений, когда каждый участник цепи действовал в собственных интересах и заботился только о своем участке в длинной цепи поставок, к единому управлению всем процессом с целью повышения конкурентоспособности всей цепи. Принципы построения логистики в цепи поставок выходят за пределы отдельно взятого предприятия и распространяются на весь цикл — от производства сырья до реализации готового товара конечному потребителю.

Спрос требует от логистического сервиса гибкости. На любые изменения, происходящие на рынке, как правило, реагирует вся цепь поставок и появляется все больше промежуточных этапов цепи:

  • распределительные центры;
  • кросс-док площадки;
  • перевалочные склады.

Однако рост количества этапов цепи поставок, в свою очередь, ведет к увеличению сложности контроля за этой самой цепью. Решением проблемы является автоматизация отрасли, к чему сейчас и движется рынок.

Уровни и компоненты холодовой цепи

Основные компоненты холодовой цепи, обеспечивающие ее работу — это, прежде всего, технологии, которые реализуются с помощью программно-аппаратных комплексов и обученного квалифицированного персонала. Применение оборудования, соответствующего законодательным требованиям для конкретного вида температурного груза, и соблюдение правил и ограничений на совместное хранение и перевозку являются основой холодовой цепи. Несоблюдение этих требований ведет к порче груза: сокращению сроков его годности или потере качества и свойств. Необходимое для обеспечения холодовой цепи оборудование – это изотермические фургоны, вагоны, транспортные средства-ледники, вагоны-рефрижераторы, специализированные склады.

Для наблюдения за соответствием условий хранения и перевозки применяют специальные системы контроля. Это могут быть как простые термометры или термоиндикаторы, так и сложные цифровые решения, консолидирующие в одном месте информацию о всей цепи поставок и позволяющие удаленно контролировать и управлять ею. Важно отметить, что перепады температур должны быть в определенных коридорах и погрешность измерения может составлять строго от ± 0,5 °С для фарминдустрии до ± 1 °С – для пищевых продуктов.

Главная гарантия правильной настройки, функционирования и контроля холодовой цепи – это люди. Только квалифицированный персонал, участвующий на всех звеньях цепи, сможет гарантировать конечную цель – сохранение качества груза. При этом владеть определенными навыками должны не только сотрудники на производстве и точках сбыта, но и персонал, занятый на складах, и представители транспортных компаний.

Что касается системы холодовой цепи для фармакологической отрасли, то она официально разделяется на 4 уровня:

  • 1-й уровень — предприятие-изготовитель;
  • 2-й уровень — республиканские, краевые, областные аптечные склады и крупные дистрибуторы;
  • 3-й уровень — городские и районные (городские и сельские) аптечные склады или склады и средние дистрибуторы;
  • 4-й уровень — медицинские учреждения, аптеки и доставка до этих пунктов.

Построение холодовой цепи в России и за рубежом

Европейский рынок логистики уже прошел основные этапы становления, и на сегодняшний день его можно называть зрелым. Многие процессы, которые только внедряются в нашей стране, в Европе успешно осуществляются уже десятки лет. Это связано с тем, что рынок охлажденной продукции в России все еще немного отстает от европейских показателей и продукты здорового питания, например охлажденная продукция, свежие овощи и зелень, стали популярными только в последние несколько лет. Эксперты оценивают потенциал роста данного сегмента как высокий, но точно спрогнозировать, куда шагнет рынок, довольно сложно из-за нестабильной экономической ситуации. Стоит отметить, что, например, для перевозки скоропортящихся продуктов питания в России необходимо получать свидетельство СПС — специальный документ, удостоверяющий соответствие транспортного средства нормам СПС для перевозки скоропортящейся продукции. В Европе такое требование появляется только при международных перевозках. Для перевозок фармацевтических продуктов законодательные нормы применяются и в Европе, и на территории США.

Температурные режимы перевозки и хранения

Режимы для иммунобиологических препаратов

При ± 8 °С следует хранить БЦЖ (вакцины против туберкулеза) и другие неадсорбированные и адсорбированные вакцины. Живые вакцины, которые согласно инструкции по применению требуют хранения в замороженном состоянии, должны храниться в морозильной камере при температуре -20°С. Для данных медпрепаратов допускается временное — не более 48 ч — повышение температуры до 0±8°С при транспортировке.

В процессе перевозки медикаментов используют термоконтейнеры — герметичные емкости из полиуретана или полистирола. Это обеспечивает сохранность температуры в течение двух суток при наружной температуре до +43°С.

Режимы для продуктов питания:

Требования к температурному режиму для продуктов питания еще более сложны в связи с тем, что они различаются в зависимости от вида продуктов. Так, например, необходимая температура для хранения и перевозки овощей — это 0-4°С, для фруктов и ягод — в среднем от +2 до +5°С. При этом такие фрукты, как, например, бананы, необходимо перевозить уже при +13°С. Охлажденные мясо и птица требуют от -6 до +4°С, яйца +1-2°С. Перевозка замороженных грузов осуществляется при температуре от -6 до -17°С. Продукты глубокой заморозки, например замороженная рыба, транспортируются при -18°С и ниже.

При перевозках важны также вентилируемость и влажность грузового помещения. Воздух не должен застаиваться, чтобы на продукции не оседал конденсат, запускающий процессы гниения продуктов.

Для холодовой цепи один из ключевых факторов – это время, затраченное на логистику. Сроки доставки скоропортящихся грузов гораздо более ограничены по сравнению с другими товарами.

Оборудование для холодовой цепи

Для сохранения качества скоропортящейся продукции во время транспортировки и хранения применяется специальное оборудование. Как правило, оборудование принято разделять на три типа: активное, пассивное и контрольное. Первый тип активно поддерживает температуру с помощью холодильной установки (ХОУ). Проще всего определить этот тип по наличию агрегата для поддержания температуры. При транспортировке используются рефрижераторные кузова грузовых автомобилей, авиаконтейнеры, а также ж/д-контейнеры. При хранении и транспортировке с использованием данного типа оборудования срок годности продукции, установленный на производстве, максимально сохраняется.

В редких случаях, когда речь идет о необходимости изменения температуры груза, например при заморозке, важным аспектом при загрузке фургонов, контейнеров, складов становится соблюдение правил складирования. Слишком плотно уложенный груз может нарушить вентиляционные потоки, что приведет к порче продукции.

Второй тип оборудования – пассивный. Это изотермические фургоны и вагоны, хладонакопители, принцип действия которых заключается в сохранении температурных условий за счет герметичности и теплоизоляционных свойств материалов стен.

К третьему типу, контрольному оборудованию, относятся термоиндикаторы и терморегистраторы, а также системы контроля температуры и влажности. На профессиональном рынке данное оборудование представлено широкой линейкой решений — от цифровых термометров и термоиндикаторов до систем удаленного слежения за температурой груза, работой холодильных установок, местоположением груза в процессе транспортировки.

Оборудование различается и в зависимости от способа транспортировки — автомобильные транспортные средства, ж/д перевозки. В первом случае используют фургоны изотерм, REF-фургоны, REF-контейнеры, при перевозке ж/д-транспортом необходимы REF-вагоны: изотерм с холодильной установкой, а также получившие в последнее время широкое распространение контрейлеры (ж/д-платформы, на которые ставят REF-фургоны).

Тенденции цепи поставок

Процесс автоматизации температурной логистики и вопрос контроля холодовой цепи становятся все более актуальными, что вызвано такими внешними рыночными факторами, как:

  1. рост рынка замороженных и охлажденных продуктов питания;
  2. возникновение и взрывной рост рынка доставки еды;
  3. регулярные ужесточения законодательства в области контроля ритейла, транспорта, производства и сбыта продуктов питания.

С 1 июля 2018 года каждый этап жизненного цикла и перемещения продуктов животного происхождения фиксируется в федеральной государственной информационной системе (ФГИС) «Меркурий». Часть процедур по контролю продуктов питания включает в себя контроль температур, по сути это и есть контроль соблюдения холодовой цепи на государственном уровне. Разработка профилактических мер и унификация правил являются основными задачами введения мер госрегулирования в пищевой и фармацевтической отрасли.

Среди главных тенденций автоматизации холодовых цепей можно выделить следующие:

  • Усложнение систем контроля за соблюдением норм хранения и перевозки грузов (контроль времени и контроль температур). Переход от применения простых индикаторов к цифровым инструментам – программно-аппаратным комплексам.
  • Снижение влияния человеческого фактора, высокая степень автоматизации процессов, «роботизация» действий персонала.
  • Контроль температуры в реальном времени, мобильность, предиктивные алгоритмы. На первый план выходит контроль в режиме онлайн, заменяя распространенную ранее фиксацию нарушений температурного режима постфактум. В процессе автоматизации холодовых цепей важными стали и такие факторы, как мобильность и доступность информации и инструментов управления, например удобное управление с помощью мобильного приложения или веб-приложения.
  • Действия по предотвращению порчи груза должны начинаться еще до начала негативного воздействия на продукцию. Например, с помощью цифровых современных решений персонал склада или диспетчер, ответственный за осуществление перевозки, автоматически получают предупреждения о возникновении предпороговых температур.

Обзор программных и аппаратных решений для контроля холодовой цепи. Российские и зарубежные разработки

По уровню сложности можно выделить несколько устройств контроля холодовой цепи – от банальных бумажных термохимических индикаторов до цифровых систем. Бумажные индикаторы активно применяются при контроле на 4-м уровне холодовой цепи в фармакологической отрасли. Из популярных — WarmMark, ColdMark и электронные термоиндикаторы LogTag. На складе — это термометры.

Второй уровень сложности – это логгеры - датчики температуры, которые записывают данные в свою внутреннюю память. Они могут отображать данные на собственном экране либо при подключении к компьютеру, по принципу «флешки». Логгер может быть одноразовым и многоразовым. Наиболее популярны сейчас логгеры TESTO и LogTag.

К 3 уровню можно отнести устройства с передачей данных в режиме онлайн. Они позволяют создать полноценную систему контроля и управления процессом доставки. Данный сегмент оборудования отражает наиболее точные значения температурного режима, так как подключается напрямую к холодильной установке, а также включает дополнительные опции:

  • передача телематических данных в реальном времени,
  • контроль состояния холодильной установки,
  • соответствие нормам СПС

Данным требованиям отвечают терморегистраторы с передачей данных ThermoFleet, которые проходят обязательную поверку.

Важным элементом устройства, измеряющего и осуществляющего контроль температур, является наличие функции создания термочека в печатном либо электронном виде, который служит для отражения и хранения отчетности по температурному режиму.

Выбор того или иного решения для контроля должен быть целесообразным: выбирается оптимальное сочетание цены, функциональности и качества контроля, которое решение может обеспечивать. Безусловно, контроль соблюдения температурных норм выходит на первый план.

Обязательным требованием является сертификация оборудования. Оно должно быть включено в государственный реестр средств измерений (СИ).

ThermoFleet для cклада и производства
ThermoFleet для cклада и производства
Терморегистратор ThermoFleet для отслеживания температурного режима в складских и производственных помещениях.
Подробнее
ThermoFleet для ритейла
ThermoFleet для ритейла
Терморегистратор ThermoFleet для обеспечения мониторинга температуры скоропортящихся продуктов
Подробнее
ThermoFleet для транспортных компаний
ThermoFleet для транспортных компаний
Терморегистратор ThermoFleet для отслеживания состояния груза в процессе перевозки.
Подробнее
ThermoFleet для фармацевтики
ThermoFleet для фармацевтики
Терморегистратор ThermoFleet для создания системы холодовой цепи в фармацевтической отрасли
Подробнее
ThermoFleet для владельцев груза
ThermoFleet для владельцев груза
Терморегистратор ThermoFleet для контроля сохранности груза.
Подробнее
Полуприцеп-рефрижератор для перевозки «скоропорта»
ООО «Кама-Грузовик» представляет уникальное решение для перевозки температурно-чувствительного груза
Подробнее
Ждем всех на выставке
Компания Адвантум примет участие в выставке TransRussia 2020
Подробнее
ThermoFleet для стационарных объектов
Программно-аппаратный комплекс ThermoFleet подходит как для передвижных, так и для стационарных объектов
Подробнее
Релиз приложения ThermoFleet
Мы запустили приложение ThermoFleet для Android
Подробнее

Ваше сообщение успешно отправлено!