Холодовая цепь

В современных условиях глобализации цепи поставок становятся все более удлиненными: регионы производства товаров и рынки их сбыта могут быть разделены тысячами километров. Даже в пределах нашей страны, которая имеет протяженность с севера на юг более 4 000 км, а с запада на восток — почти 10 000 км, доставка товаров из одного конца России в другой может занимать не одну неделю.

Среди всех перевозимых грузов продукты питания занимают значительную долю поставок. Осуществление процесса перевозки происходит в условиях особого температурного режима. В общей классификации их называют «особорежимные грузы», но чаще всего можно встретить простой термин – «скоропортящиеся грузы». В процессе перевозки и хранения такие грузы требуют поддержания определенного температурного режима, влажности и соблюдения специфических температурных норм. Когда речь идет о логистике скоропортящихся грузов, главным понятием становится холодовая цепь.

Что представляет собой холодовая цепь?

Холодовая цепь – это комплекс логистических мер по обеспечению постоянной температуры и других параметров, необходимых для надлежащего содержания товара на всей цепи его движения — от производства до потребителя.

Сам термин «холодовая цепь» зародился в фармакологической индустрии и регулировал правила хранения фармацевтических препаратов, в основном иммунобиологических. Также регламент построения данной системы определяет правила при транспортировке вакцин в аптеки и медицинские учреждения.

В последнее время понятие «холодовая цепь» все чаще встречается в логистике скоропортящихся пищевых продуктов – мяса, молока, плодоовощных культур, рыбы, яиц и других продуктов, требующих особого температурного режима при хранении и транспортировке. В фармацевтике контроль за температурами хранения регулируется на законодательном уровне гораздо строже, так как несоответствие нормам представляет большую угрозу для здоровья и даже жизни человека.

Законодательные нормы

Логистика «температурных» грузов – это процесс, который регулируется на законодательном уровне: существуют специальные нормативы, предписывающие требования к их транспортировке и хранению. Таковы, например, Санитарно-эпидемиологические правила 3.3.2.3332-16 «Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов» для фармакологических препаратов и норма СанПИНа и Приказ Министерства транспорта РФ от 30 июля 2014 года №211 (о выдаче свидетельства СПС) для продуктов питания. Также существует ряд утвержденных технических регламентов таможенного союза о безопасности пищевой продукции.

Факторы, влияющие на развитие холодовых цепей

Вследствие роста рынка замороженной и охлажденной продукции, a также увеличения «транспортного плеча» в мировой транспортной системе растет спрос на перевозки и хранение с соблюдением особого температурного режима.

Рост рынков потребления и глобализация в логистике повышают требования к используемым оборудованию и информационным технологиям. Удлиняется транспортное плечо, логистическая цепь усложняется, в ней появляется больше дополнительных звеньев – распределительные центры, кросс-док площадки. В процессе движения товара возникает потребность контроля этапов его транспортировки, где может произойти нарушение температурных режимов, которое приводит к потере качества грузов, чувствительных к изменениям температуры.

Цепи поставок – куда движется рынок?

В последнее время мы наблюдаем переход от устаревшего взгляда на цепи поставок к инновационному. Здесь подразумевается переход от локальных решений, когда каждый участник цепи действовал в собственных интересах и заботился только о своем участке в длинной цепи поставок, к единому управлению всем процессом с целью повышения конкурентоспособности всей цепи. Принципы построения логистики в цепи поставок выходят за пределы отдельно взятого предприятия и распространяются на весь цикл — от производства сырья до реализации готового товара конечному потребителю.

Спрос требует от логистического сервиса гибкости. На любые изменения, происходящие на рынке, как правило, реагирует вся цепь поставок и появляется все больше промежуточных этапов цепи:

Однако рост количества этапов цепи поставок, в свою очередь, ведет к увеличению сложности контроля за этой самой цепью. Решением проблемы является автоматизация отрасли, к чему сейчас и движется рынок.

Уровни и компоненты холодовой цепи

Основные компоненты холодовой цепи, обеспечивающие ее работу — это, прежде всего, технологии, которые реализуются с помощью программно-аппаратных комплексов и обученного квалифицированного персонала. Применение оборудования, соответствующего законодательным требованиям для конкретного вида температурного груза, и соблюдение правил и ограничений на совместное хранение и перевозку являются основой холодовой цепи. Несоблюдение этих требований ведет к порче груза: сокращению сроков его годности или потере качества и свойств. Необходимое для обеспечения холодовой цепи оборудование – это изотермические фургоны, вагоны, транспортные средства-ледники, вагоны-рефрижераторы, специализированные склады.

Для наблюдения за соответствием условий хранения и перевозки применяют специальные системы контроля. Это могут быть как простые термометры или термоиндикаторы, так и сложные цифровые решения, консолидирующие в одном месте информацию о всей цепи поставок и позволяющие удаленно контролировать и управлять ею. Важно отметить, что перепады температур должны быть в определенных коридорах и погрешность измерения может составлять строго от ± 0,5 °С для фарминдустрии до ± 1 °С – для пищевых продуктов.

Главная гарантия правильной настройки, функционирования и контроля холодовой цепи – это люди. Только квалифицированный персонал, участвующий на всех звеньях цепи, сможет гарантировать конечную цель – сохранение качества груза. При этом владеть определенными навыками должны не только сотрудники на производстве и точках сбыта, но и персонал, занятый на складах, и представители транспортных компаний.

Что касается системы холодовой цепи для фармакологической отрасли, то она официально разделяется на 4 уровня:

Построение холодовой цепи в России и за рубежом

Европейский рынок логистики уже прошел основные этапы становления, и на сегодняшний день его можно называть зрелым. Многие процессы, которые только внедряются в нашей стране, в Европе успешно осуществляются уже десятки лет. Это связано с тем, что рынок охлажденной продукции в России все еще немного отстает от европейских показателей и продукты здорового питания, например охлажденная продукция, свежие овощи и зелень, стали популярными только в последние несколько лет. Эксперты оценивают потенциал роста данного сегмента как высокий, но точно спрогнозировать, куда шагнет рынок, довольно сложно из-за нестабильной экономической ситуации. Стоит отметить, что, например, для перевозки скоропортящихся продуктов питания в России необходимо получать свидетельство СПС — специальный документ, удостоверяющий соответствие транспортного средства нормам СПС для перевозки скоропортящейся продукции. В Европе такое требование появляется только при международных перевозках. Для перевозок фармацевтических продуктов законодательные нормы применяются и в Европе, и на территории США.

Температурные режимы перевозки и хранения

Режимы для иммунобиологических препаратов

При ± 8 °С следует хранить БЦЖ (вакцины против туберкулеза) и другие неадсорбированные и адсорбированные вакцины. Живые вакцины, которые согласно инструкции по применению требуют хранения в замороженном состоянии, должны храниться в морозильной камере при температуре -20°С. Для данных медпрепаратов допускается временное — не более 48 ч — повышение температуры до 0±8°С при транспортировке.

В процессе перевозки медикаментов используют термоконтейнеры — герметичные емкости из полиуретана или полистирола. Это обеспечивает сохранность температуры в течение двух суток при наружной температуре до +43°С.

Режимы для продуктов питания:

Требования к температурному режиму для продуктов питания еще более сложны в связи с тем, что они различаются в зависимости от вида продуктов. Так, например, необходимая температура для хранения и перевозки овощей — это 0-4°С, для фруктов и ягод — в среднем от +2 до +5°С. При этом такие фрукты, как, например, бананы, необходимо перевозить уже при +13°С. Охлажденные мясо и птица требуют от -6 до +4°С, яйца +1-2°С. Перевозка замороженных грузов осуществляется при температуре от -6 до -17°С. Продукты глубокой заморозки, например замороженная рыба, транспортируются при -18°С и ниже.

При перевозках важны также вентилируемость и влажность грузового помещения. Воздух не должен застаиваться, чтобы на продукции не оседал конденсат, запускающий процессы гниения продуктов.

Для холодовой цепи один из ключевых факторов – это время, затраченное на логистику. Сроки доставки скоропортящихся грузов гораздо более ограничены по сравнению с другими товарами.

Оборудование для холодовой цепи

Для сохранения качества скоропортящейся продукции во время транспортировки и хранения применяется специальное оборудование. Как правило, оборудование принято разделять на три типа: активное, пассивное и контрольное. Первый тип активно поддерживает температуру с помощью холодильной установки (ХОУ). Проще всего определить этот тип по наличию агрегата для поддержания температуры. При транспортировке используются рефрижераторные кузова грузовых автомобилей, авиаконтейнеры, а также ж/д-контейнеры. При хранении и транспортировке с использованием данного типа оборудования срок годности продукции, установленный на производстве, максимально сохраняется.

В редких случаях, когда речь идет о необходимости изменения температуры груза, например при заморозке, важным аспектом при загрузке фургонов, контейнеров, складов становится соблюдение правил складирования. Слишком плотно уложенный груз может нарушить вентиляционные потоки, что приведет к порче продукции.

Второй тип оборудования – пассивный. Это изотермические фургоны и вагоны, хладонакопители, принцип действия которых заключается в сохранении температурных условий за счет герметичности и теплоизоляционных свойств материалов стен.

К третьему типу, контрольному оборудованию, относятся термоиндикаторы и терморегистраторы, а также системы контроля температуры и влажности. На профессиональном рынке данное оборудование представлено широкой линейкой решений — от цифровых термометров и термоиндикаторов до систем удаленного слежения за температурой груза, работой холодильных установок, местоположением груза в процессе транспортировки.

Оборудование различается и в зависимости от способа транспортировки — автомобильные транспортные средства, ж/д перевозки. В первом случае используют фургоны изотерм, REF-фургоны, REF-контейнеры, при перевозке ж/д-транспортом необходимы REF-вагоны: изотерм с холодильной установкой, а также получившие в последнее время широкое распространение контрейлеры (ж/д-платформы, на которые ставят REF-фургоны).

Тенденции цепи поставок

Процесс автоматизации температурной логистики и вопрос контроля холодовой цепи становятся все более актуальными, что вызвано такими внешними рыночными факторами, как:

  1. рост рынка замороженных и охлажденных продуктов питания;
  2. возникновение и взрывной рост рынка доставки еды;
  3. регулярные ужесточения законодательства в области контроля ритейла, транспорта, производства и сбыта продуктов питания.

С 1 июля 2018 года каждый этап жизненного цикла и перемещения продуктов животного происхождения фиксируется в федеральной государственной информационной системе (ФГИС) «Меркурий». Часть процедур по контролю продуктов питания включает в себя контроль температур, по сути это и есть контроль соблюдения холодовой цепи на государственном уровне. Разработка профилактических мер и унификация правил являются основными задачами введения мер госрегулирования в пищевой и фармацевтической отрасли.

Среди главных тенденций автоматизации холодовых цепей можно выделить следующие:

Обзор программных и аппаратных решений для контроля холодовой цепи. Российские и зарубежные разработки

По уровню сложности можно выделить несколько устройств контроля холодовой цепи – от банальных бумажных термохимических индикаторов до цифровых систем. Бумажные индикаторы активно применяются при контроле на 4-м уровне холодовой цепи в фармакологической отрасли. Из популярных — WarmMark, ColdMark и электронные термоиндикаторы LogTag. На складе — это термометры.

Второй уровень сложности – это логгеры - датчики температуры, которые записывают данные в свою внутреннюю память. Они могут отображать данные на собственном экране либо при подключении к компьютеру, по принципу «флешки». Логгер может быть одноразовым и многоразовым. Наиболее популярны сейчас логгеры TESTO и LogTag.

К 3 уровню можно отнести устройства с передачей данных в режиме онлайн. Они позволяют создать полноценную систему контроля и управления процессом доставки. Данный сегмент оборудования отражает наиболее точные значения температурного режима, так как подключается напрямую к холодильной установке, а также включает дополнительные опции:

Данным требованиям отвечают терморегистраторы с передачей данных ThermoFleet, которые проходят обязательную поверку.

Важным элементом устройства, измеряющего и осуществляющего контроль температур, является наличие функции создания термочека в печатном либо электронном виде, который служит для отражения и хранения отчетности по температурному режиму.

Выбор того или иного решения для контроля должен быть целесообразным: выбирается оптимальное сочетание цены, функциональности и качества контроля, которое решение может обеспечивать. Безусловно, контроль соблюдения температурных норм выходит на первый план.

Обязательным требованием является сертификация оборудования. Оно должно быть включено в государственный реестр средств измерений (СИ).